Дух противоречия
Сначала я хотела рассказать о происхождении нот сама, но потом набрела в интернете на маленький отрывок, и там мимоходом, но более полно, чем где-либо, рассказывалось как раз о том, о чём я и хотела рассказать))
читать дальше
..Итак, примерно сорок лет назад мы пели в церкви, поскольку в детский церковный хор входили и девочки, и мальчики. Это вовсе не считалось неуместным и было вполне справедливо. Разве кому-нибудь придет в голову выяснять пол небесных серафимов?
Детский хор нашего городка снискал высокую репутацию благодаря своему руководителю - органисту Эглизаку. Прекрасный преподаватель сольфеджио, с какой виртуозностью учил он нас искусству пения! Как он умел объяснить ритм, нотную грамоту, значение тональности, многоголосие, композицию гамм! Да, достойнейший Эглизак был мастером своего дела! Поговаривали, что он - гениальный музыкант, не имевший себе равных в искусстве полифонии, и что он сочинил необыкновенную четырехчастную фугу.
Поскольку мы точно не знали, что это такое, то однажды спросили его.
- Это фуга,- ответил он, вскидывая голову в форме футляра от контрабаса.
- Музыкальный фрагмент? - спросил я.
- Это самая высокая музыка, дитя мое.
- Нам бы так хотелось ее услышать! - вскричал маленький итальянец по имени Фирина с красивым контральто, его голос поднимался вверх, вверх... до самого неба.
- Очень бы хотелось,- добавил немец Альберт Хокт, у него был низкий голос, который спускался вниз, вниз... и уходил прямо под землю.
- Пожалуйста, господин Эглизак! - наперебой повторяли остальные девочки и мальчики.
- Нет, нет, дети. Вы услышите мою фугу только тогда, когда она будет завершена.
- Когда же? - спросил я.
- Никогда.
Мы стали переглядываться, а он хитро усмехался.
- Фуга никогда не бывает закончена,- объяснил он нам,- в нее всегда можно вносить новые части.
Таким образом, мы так и не услышали знаменитую фугу Эглизака; зато специально для нас он переложил на музыку гимн Иоанну Крестителю, вы знаете этот псалом в стихах, из которого Гвидо Аретинский* взял первые слоги, чтобы обозначить ими ноты гаммы:
Ut queant loxis
Resonare fibris
Mira gestorum
Famuli tuorum,
Solve polluti,
Labii reatum,
Sancte Joannes **.
Во времена Гвидо Аретинского ноты "си" не существовало. Только позже в гамму внесли эту чувствительную ноту, и, на мой взгляд, поступили совершенно правильно.
И в самом деле, когда мы пели этот псалом, люди приходили издалека специально, чтобы нас послушать. Правда, никто в школе, даже сам господин Вальрюгис, не знал, что означают эти странные слова. Мы полагали, что это по-латы-ни, но точно уверены не были.
Тем не менее, господин Эглизак прослыл великим композитором. К несчастью, он страдал тяжким недугом, который все усугублялся. С возрастом он слышал все хуже и хуже. Мы это замечали, но сам господин Эглизак не хотел себе в этом признаться. Чтобы не огорчать его, обращаясь к нему, мы повышали голос, и наши фальцеты достигали его барабанных перепонок. Но, увы, недалек был тот час, когда наш учитель полностью лишится слуха.
Произошло это в воскресенье во время вечерни. Только что отзвучал последний псалом, и Эглизак начал импровизировать на органе, отдавшись на волю воображения. Он играл, играл, и конца этому не было видно. Никто не решался выйти из церкви, боясь его обидеть. Но вот остановился калкант***, выбившись из сил. Органу не хватало воздуха, Эглизак не замечал этого. Он брал аккорды и арпеджио, и хотя не раздавалось ни единого звука, в своей душе музыканта Эглизак слышал мелодию... Мы поняли: произошло несчастье. Но никто не осмеливался сказать ему об этом. Тем временем калкант уже спустился с хоров по узкой лесенке...
_____________________________
* Гвидо Аретинский (995-1050) - итальянский музыкальный теоретик, придумавший название нот гаммы.
** Гимн написан на искаженной латыни и может быть переведен примерно таким образом: "Чтобы слуги твои могли слабонатянутыми струнами откликнуться на чудеса твоих деяний. Освободи им грешные уста, святой Иоанн".
*** Калкант - помощник органиста
Мои "звёздочки")
****
Гвидо д'Ареццо (Guido d'Arezzo) Гвидо Аретинский (990-е гг. - 17.5.1050?), итальянский музыкант, образование получил в монастыре близ Феррары. Был бенедиктинским монахом, учителем хорового пения, в течение некоторого времени работал в монастыре в Ареццо (Тоскана). Гвидо д'Ареццо - один из крупнейших реформаторов в области музыкальной практики средневековья. Ввёл в употребление 4-линейный нотный стан с буквенным обозначением высоты звука на каждой линии. Его реформа нотного письма легла в основу современной нотации. Гвидо д'Ареццо изобрёл сольмизацию - систему названий музыкальных звуков, которую использовал для облегчения преподавания пения; он ввёл 6-ступенный звукоряд с определённым соотношением интервалов (гексахорд) и слоговыми обозначениями ступеней (ут, ре, ми, фа, соль, ля). Эти названия произошли из начальных слогов первых шести строк латинского гимна св. Иоанну (согласно легенде - покровитель певцов).
читать дальше
- Жюль Верн -
..Итак, примерно сорок лет назад мы пели в церкви, поскольку в детский церковный хор входили и девочки, и мальчики. Это вовсе не считалось неуместным и было вполне справедливо. Разве кому-нибудь придет в голову выяснять пол небесных серафимов?
Детский хор нашего городка снискал высокую репутацию благодаря своему руководителю - органисту Эглизаку. Прекрасный преподаватель сольфеджио, с какой виртуозностью учил он нас искусству пения! Как он умел объяснить ритм, нотную грамоту, значение тональности, многоголосие, композицию гамм! Да, достойнейший Эглизак был мастером своего дела! Поговаривали, что он - гениальный музыкант, не имевший себе равных в искусстве полифонии, и что он сочинил необыкновенную четырехчастную фугу.
Поскольку мы точно не знали, что это такое, то однажды спросили его.
- Это фуга,- ответил он, вскидывая голову в форме футляра от контрабаса.
- Музыкальный фрагмент? - спросил я.
- Это самая высокая музыка, дитя мое.
- Нам бы так хотелось ее услышать! - вскричал маленький итальянец по имени Фирина с красивым контральто, его голос поднимался вверх, вверх... до самого неба.
- Очень бы хотелось,- добавил немец Альберт Хокт, у него был низкий голос, который спускался вниз, вниз... и уходил прямо под землю.
- Пожалуйста, господин Эглизак! - наперебой повторяли остальные девочки и мальчики.
- Нет, нет, дети. Вы услышите мою фугу только тогда, когда она будет завершена.
- Когда же? - спросил я.
- Никогда.
Мы стали переглядываться, а он хитро усмехался.
- Фуга никогда не бывает закончена,- объяснил он нам,- в нее всегда можно вносить новые части.
Таким образом, мы так и не услышали знаменитую фугу Эглизака; зато специально для нас он переложил на музыку гимн Иоанну Крестителю, вы знаете этот псалом в стихах, из которого Гвидо Аретинский* взял первые слоги, чтобы обозначить ими ноты гаммы:
Ut queant loxis
Resonare fibris
Mira gestorum
Famuli tuorum,
Solve polluti,
Labii reatum,
Sancte Joannes **.
Во времена Гвидо Аретинского ноты "си" не существовало. Только позже в гамму внесли эту чувствительную ноту, и, на мой взгляд, поступили совершенно правильно.
И в самом деле, когда мы пели этот псалом, люди приходили издалека специально, чтобы нас послушать. Правда, никто в школе, даже сам господин Вальрюгис, не знал, что означают эти странные слова. Мы полагали, что это по-латы-ни, но точно уверены не были.
Тем не менее, господин Эглизак прослыл великим композитором. К несчастью, он страдал тяжким недугом, который все усугублялся. С возрастом он слышал все хуже и хуже. Мы это замечали, но сам господин Эглизак не хотел себе в этом признаться. Чтобы не огорчать его, обращаясь к нему, мы повышали голос, и наши фальцеты достигали его барабанных перепонок. Но, увы, недалек был тот час, когда наш учитель полностью лишится слуха.
Произошло это в воскресенье во время вечерни. Только что отзвучал последний псалом, и Эглизак начал импровизировать на органе, отдавшись на волю воображения. Он играл, играл, и конца этому не было видно. Никто не решался выйти из церкви, боясь его обидеть. Но вот остановился калкант***, выбившись из сил. Органу не хватало воздуха, Эглизак не замечал этого. Он брал аккорды и арпеджио, и хотя не раздавалось ни единого звука, в своей душе музыканта Эглизак слышал мелодию... Мы поняли: произошло несчастье. Но никто не осмеливался сказать ему об этом. Тем временем калкант уже спустился с хоров по узкой лесенке...
_____________________________
* Гвидо Аретинский (995-1050) - итальянский музыкальный теоретик, придумавший название нот гаммы.
** Гимн написан на искаженной латыни и может быть переведен примерно таким образом: "Чтобы слуги твои могли слабонатянутыми струнами откликнуться на чудеса твоих деяний. Освободи им грешные уста, святой Иоанн".
*** Калкант - помощник органиста
Мои "звёздочки")
****
Гвидо д'Ареццо (Guido d'Arezzo) Гвидо Аретинский (990-е гг. - 17.5.1050?), итальянский музыкант, образование получил в монастыре близ Феррары. Был бенедиктинским монахом, учителем хорового пения, в течение некоторого времени работал в монастыре в Ареццо (Тоскана). Гвидо д'Ареццо - один из крупнейших реформаторов в области музыкальной практики средневековья. Ввёл в употребление 4-линейный нотный стан с буквенным обозначением высоты звука на каждой линии. Его реформа нотного письма легла в основу современной нотации. Гвидо д'Ареццо изобрёл сольмизацию - систему названий музыкальных звуков, которую использовал для облегчения преподавания пения; он ввёл 6-ступенный звукоряд с определённым соотношением интервалов (гексахорд) и слоговыми обозначениями ступеней (ут, ре, ми, фа, соль, ля). Эти названия произошли из начальных слогов первых шести строк латинского гимна св. Иоанну (согласно легенде - покровитель певцов).
Спасибо большое. ))
Не за что))
Айся будет умной - Ты говоришь о себе, как о маленькой девочке))) Вообще, конечно, почувствуешь себя маленькой, когда все бросили.. Я тоже так часто с собой разговариваю, подбадривающе-утешающе)))
Кстати, ещё про ноты) Раньше они назывались "невмы", от греч. pneuma - дыхание. Они применялись в европейском музыке в начале средних веков, состояли из чёрточек, точек, запятых и т.д. и обозначали отдельные звуки, группы звуков, ходы голоса вверх и вниз, но не указывали точную высоту звуков, поэтому могли лишь напоминать певцу уже известный ему напев. Было множество местных разновидностей невменного письма, примерно с 9 века предпринимались попытки его усовершенствовать, но лучше всего это удалось Гвидо)
Да не говори, сплошные эгоисты окружают меня, такого ангела. ))
Занимательно. Буду знать. ))